Сайт Князевой Татьяны Вячеславовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль краеведения в воспитании учащихся

РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Татьяна Вячеславовна Князева, 
учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №1  п. Добринка

В статье представлен опыт работы по краеведению. Данный педагогический опыт направлен на формирование метапредметного результата: в процессе деятельности возникают особого рода знания о родном крае, развиваются творческие и исследовательские умения, решаются актуальные воспитательно-образовательные проблемы. Уроки литературы – прекрасная почва для подобной работы.
Ключевые слова: краеведение, знания о родном крае, история родного края, творческая работа, исследовательская работа, поисковая работа.

 The article presents the experience of working in local history. This educational experience aimed at forming metapredmetnogo result: during the activity there a special kind of knowledge about native land, development of creative and research skills, to solve current educational and educational problems. Literature lessons - perfect soil for such work.
Keywords: local history, knowledge of the native land, the history of his native land, creative work, research, exploratory work.

          Я работаю учителем русского языка и литературы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицее №1 п.Добринка.  Хочу поделиться опытом работы в использовании краеведческого материала на уроках литературы. Считаю, что литературное краеведение даёт учащимся тот материал, который они не найдут в произведениях, изучаемых в рамках школьной программы. Кроме того, литературно- краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре  и истории родного края, к миру чувств и  мыслей писателей, но и являются средством сохранения социальной памяти, изучением культурного наследия. Краеведение- «воспитывающая наука», как назвал её академик Д.С. Лихачёв. Для литературного краеведения в нашем крае благодатная почва, и у нас есть что изучать. Добринская земля дала немало известных писателей, оказавших значительное влияние на развитие русского языка и литературы. Свою работу в этом направлении я начинала с самоподготовки, со сбора следующих сведений: какие деятели культуры являются  уроженцами моего края, какие бывали в Добринском крае? В каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа нашего края? Какие явления, факты, события имели место в общественной жизни края? Какую роль сыграли писатели - земляки в создании местной и общенациональной культуры? Эту информацию я нахожу в  художественных произведениях, очерках, воспоминаниях, письмах писателей и их современников, литературно-критических статьях, в энциклопедиях и периодической печати, справочниках и путеводителях по родному краю, в  газетах и журналах. Большую помощь 
 оказывают мне краеведы, родственники писателей.
               Краеведческий материал я использую на всех этапах урока для пробуждения интереса к теме, расширения кругозора, знаний о своём крае, для решения воспитательных задач.
       Работу веду в двух направлениях: открытие того, чем богат, чем знаменит родной поселок, село, край, и выход за пределы области для  знакомства с культурными центрами или памятными местами в жизни и творчестве писателя. В идеале краеведение не только экскурсионная, но и поисковая, исследовательская работа.
              На таких уроках  применяю разные  виды и формы работы: выступления на различные темы, участие в районных и областных конкурсах, работа с архивными материалами, проведение вечеров, утренников, поэтических часов, выпуск газет, оформление стендов, альбомов, подготовка презентаций, фотосъёмка, использование текстов краеведческого материала при подготовке к экзаменам, семинары, экскурсии, походы, создание литературной карты, встречи с писателями, 
проведение литературно-краеведческих викторин, игр, конкурсов.
       На уроках литературы в среднем и  старшем звене учебный и воспитательный процесс строю с учетом широкого использования краеведческого материала. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
                 Краеведческий материал может включаю в уроки совершенно разной направленности и тематики.  Считаю, что целесообразно изучать творческий путь писателей и поэтов  с привлечением краеведческих материалов. При изучении произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, предусмотренных программой, обращаю внимание учеников на связь великих имен с нашим краем. К юбилею А.С.Пушкина в восьмом классе был проведен семинар «Липецкие тропы к Пушкину» по книге Александра Лодыгина. Ученики рассказывали о предках Пушкина, древнем дворянском роде, проживавшем в Кореневщино, Капитанщино Добровского района. Материнская ветвь пушкинского рода связана была с нашим краем. Юный Пушкин восхищался сказками, услышанными им от добровско-кореневщинской бабушки Марии  Алексеевны. Поэтому и прижился в Липецке, в Коренёвщине и Капитанщине ежегодный Пушкинский праздник поэзии, поэтому в июньские дни  благодарно думать и помнить, что и над нами Пушкинский Ангел пролетел…
    При изучении детства М.Ю.Лермонтова следует вспомнить, что те песни, которые пела маленькому Мише его мама, были услышаны от елецких бабушек, няней-певуний.
           В пятых-шестых классах на  уроках внеклассного  чтения пользуюсь учебником- хрестоматией  по краеведению «Родная культура : мир детства и отрочества : учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой  области для неполной средней школы» авторов В. В. Шахова и  Б. М. Шальнева. Эта книга рекомендована  Управлением народного образования администрацией Липецкой области в качестве учебно-воспитательного пособия по краеведению. В разделе программы по литературе, посвящённом творчеству писателя М.М.Пришвина, на уроках внеклассного чтения знакомимся с его миниатюрами: «Цветущие травы», «Ежи», «Ласточка», «Свет и тень». Ребята учатся наблюдать за природой, любить её. Заведомо беру миниатюры, чтобы осталось время на знакомство учащихся с творениями других великих писателей и поэтов Липецкого края. С интересом читают пятиклассники произведения Александра Ивановича Левитана, в которых много сказочных и былинных образов: Илья Муромец, Владимир Красно Солнышко. А затем рисуют иллюстрации к рассказам, изображая по своим представлениям этих героев.
       Обычно после изучения раздела «Стихи поэтов XIX века о родной природе»  провожу урок-концерт внеклассного чтения «В мире нет тебя милее, Добринка моя». Оформление урока: репродукции картин о природе, иллюстрации, выставка книг, пейзажи родного края, работы учащихся – рисунки о природе. Звучит мелодия песни «С него начинается Родина», учащиеся  читают стихи о Родине А.Кольцова, И.С.Никитина, поэтов-земляков (В.Сидорова, Н.Асташова, Ю.Лебеденко, А.Беляева), отрывки из произведений М.Пришвина.
        Стихи и песни Алексея Кольцова любят русские люди. Под одним из его стихотворений, написанном в тысяча восемьсот тридцатом году и названном «Песня», автор обозначил место создания – Лебедянь. Уроженец города Воронежа, Кольцов бывал в Задонске, Ельце, Конь-Колодце, Данкове, Усмани. В его произведениях поэтически отразилось увиденное, услышанное, прочувствованное. Обо всём этом мы говорили с учащимися на уроке, учась у поэта любить родную природу. Школьники рассказывают, какое участие в охране природы принимают они.
      На уроках внеклассного чтения в седьмых-восьмых классах знакомимся с прозой и стихами современных липецких писателей и поэтов. В этом помогает книга «Русская весна» (Избранная проза липецких писателей) и сборник стихов «С верой, надеждой, любовью».
      Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. С любви к родному делу, к близким людям.  Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, влюбленностью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле. 
Думаю, что это удалось сделать в проведении "Часа поэзии" среди учащихся среднего звена.  «Я люблю свой поселок, с которым связано мое детство", - напишут ребята в сочинениях после "Часа поэзии". После таких мероприятий  они учатся замечать красоту природы, удивительное очарование
 и уют в жизни маленького поселка. 
           Большое воспитательное значение имеют экскурсии в родную природу, оставляющие у школьников много неизгладимых впечатлений. Во время экскурсий стараюсь разбудить дремлющие чувства учащихся, помочь им увидеть в природе не замеченное другими, почувствовать ее трепетную жизнь. На помощь приходят заученные на память стихи Ф. Тютчева, А. Кольцова, С. Есенина, рассказы и повести С. Аксакова, И. Бунина, К. Паустовского, М. Пришвина и других  художников слова. Звучат также стихи местных поэтов, посвященные природе родного края. Образная, согретая большим чувством речь словесника прививает любовь к родным местам. 
Роль самого учителя на таком "уроке" необычно велика, он дает всему направление: свести ли все к обычной прогулке на свежем воздухе или одухотворить этот выход из классной комнаты соединением поэзии книг с поэзией вечно юной природы.
         В минувшем веке был хороший обычай – семейное чтение. В свободное от работы и занятий время собирались, чтобы послушать чтеца, побеседовать о прочитанном. Любимыми и почитаемыми авторами считались Н.С.Лесков и Л.Н.Толстой. К сожалению, всё осталось в прошлом.… Поэтому роль учителя велика: приобщить детей к чтению. Я рассказываю об орловских и липецких «корнях» Николая Семёновича Лескова, о том, что в детстве он жил в Ельце, где работал его отец. Под Ельцом и Задонском происходят события, изображенные в его «Очарованном страннике». В орловско-елецком, липецко-задонском  Подстепье читались некогда в семейном кругу лесковские рассказы. Вместе с детьми читаем на внеклассном чтении рассказ «Неразменный рубль». 
         В седьмом классе при изучении повести  «Детство» Л.Н.Толстого обращаю внимание учащихся на название станции в Липецкой области- Лев Толстой. С чувством глубокого почтения, сердечной признательности произносят люди слова-понятия: Ясная Поляна, Астапово, Лев Толстой - славные названия русских селений, где началась и завершилась жизнь великого человека. Станция Астапово теперь называется Лев Толстой и является центром Лев -Толстовского района нашей Липецкой области.
         Учащиеся с интересом рассматривают стенд «Писатели нашего края», оформленный в моем кабинете. Они знакомятся с портретами писателей, живших в Добринском районе. Это А.И.Эртель  и  С.Н.Терпигорев, А.К.Воронский и М.Горький.
     Старшеклассники  занимались исследовательской работой, готовили доклады и рефераты на заданную тему по определенному материалу, например,  «М.Горький и Добринка», « Детство А.К.Воронского», « Он по свету немало хаживал». Результатом этой работы стал альбом «Писатели Добринского края». Материалы для бесед, написания докладов, рефератов находят учащиеся в книгах «Родники Липецкие» (составитель С.П. Панюшкин) , «Добринские родники» автора 
Катькалова А. Г.  , «Поклонимся великим тем годам».
   Литературно- краеведческий музей в Добринке (единственный в Липецкой области) всегда готов принять экскурсантов- школьников. В моей работе по краеведению - это один из источников пополнения  материала и незаменимый  помощник при подготовке в урокам. Он располагает 
интересными материалами воспитательного характера.
   В  кабинете постоянно пополняется выставка «Писатели-земляки» новыми документальными материалами. Особое место в выставке отведено писателю Максиму Горькому, жившему и работавшему сторожем железнодорожной станции в нашем поселке в 1888-1889 годах.  «Я ночной сторож станции Добринка; от шести часов вечера до шести часов утра хожу с палкой в руке вокруг пакгаузов…», – так начинается написанный Горьким годы спустя автобиографический рассказ. В нескольких других своих произведениях – «Как я учился читать», «Книга», «Из прошлого» – писатель вывел образ коренного добринца Ивана Черногорова, с которым очень сдружился за время работы на станции. 
     Запоминающейся была встреча учащихся с матерью писателя- односельчанина Владислава Титова, которая состоялась после знакомства с биографией  писателя и  его повестью  « Всем смертям назло». Много интересного рассказала эта старая женщина о своем сыне, ставшим известным после того, как Владислав Титов повторил подвиг Павла Корчагина. Она подарила школьникам рисунки Владислава Титова, сборник украинских поэтов и писателей, выпущенный к  юбилею писателя-земляка.
        Встречи с писателем или его родственниками требуют определенной подго­товки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и твор­честве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для  чтения наизусть понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Солисты и юные музыканты разучивают песни, написанные композиторами на слова поэта. Если это возможно, учащиеся старших классов  беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомятся с описанными в его произведениях местами, фотографируют памятные места, например,  дом, в котором  писатель родился, жил или работал. Вместе с учащимися обдумываем, как лучше устроить вы­ставку книг писателя, что показать на ней из литератур­ного творчества школьников, как оформить стенную га­зету, посвященную этому событию. 
                   Собранный краеведческий материал используется как при изучении программных произведений, так и во внеклассной работе. Постоянное обращение к краеведческому материалу позволяет представить учащимся общую картину литературной  жизни нашего края.
На итоговых уроках предлагаю детям тест  «Литература родного края.» Там есть такие вопросы :
  1. Кто из писателей  работал сторожем на станции Добринка?
           а) М.Горький                б) С.Н.Терпигорев
           в) А.К.Воронский            г) А.И.Эртель 
  2. Кто написал повесть « Всем смертям назло?»
           а) М.Горький                 б)А.К. Воронский 
           в) В.Титов                      г) С.Н.Терпигорев 
     При проведении недели русского языка и литературы составляю  викторины, в  которые включаются вопросы, касающиеся и краеведения. Например, назовите прародину А.С. Пушкина, И.А.Бунина и т.д.
    Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну.   
        Привлечение местного материала усиливает интерес учащихся к литературе и тем самым способствуют оживлению урока. В восьмом классе после изучения рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» ребята готовят проекты « Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Ученики приносят пожелтевшие фото, составляют рассказы, подчёркивают « говорящие» детали времени. Подобные уроки пробуждают в учениках живой интерес к жизни родного края. Школьники переживают судьбы героев в неразрывной связи с историей страны, историей родного края. Итогом изучения данных произведений является написание сочинений, отзывов. Краеведческий материал позволяет сделать уроки более доступными, живыми, он находит горячий отклик в сердцах детей.
      Неиссякаемый источник формирования, воспоминания, закала души - музейные экспозиции. Причём речь идёт не только о музеях исторической, краеведческой направленности. Ничто не заменит живого приобщения детей, подростков к судьбам именитых предков: Льва Толстого в мемориальном музее на бывшей станции Астапово, Ивана Бунина в Елецком Доме-музее, Сергея Есенина в домашнем музее липчанина Валентина Синельникова. Но это лишь начало работы - воспитывать привязанность к отчему краю, любовь к Родине. Без чувства наследования их ближних и дальних просторов, вековых обретений и утрат, содеянного добра и зла, личность, достойную уважения, не воспитаешь:
                      По родной земле и кости плачут,
                      Что уж о душе-то говорить.
                                               Б.Шальнев

      Факты и примеры из местной жизни выступают как параллель с изображенными  в художественном произведении событиями и человеческими характерами.  Прошлой осенью мы побывали в музее- усадьбе  М.Ю.Лермонтова в с.Тарханы, Ясной Поляне Л.Н.Толстого. К экскурсиям готовимся заранее. Рассказываю о цели посещения литературных мест, советую прочесть биографические, мемуарные и художественные произведения, рекомендую заучить некоторые стихи или отрывки из прозы, указываю справочники, помогающие знакомству с теми местами, куда предстоит отправиться. Школьники принимают участие в составлении общего плана экскурсий и распределении конкретных поручений между ее участниками. 
             Краеведческая работа помогает в патриотическом воспитании школьников, способствует формированию нравственных понятий, обогащает учащихся, расширяет их кругозор.  Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. Важная роль в решении этой задачи отводится нам, школьным учителям. Проведенные мною опросы среди учащихся показали, что ребята хотят получать топонимические знания, интересуются историей родного края, его славным прошлым.

Список литературы:
1. Липецкие тропы к Пушкину : метод. пособие. – Липецк : ЛГИУУ, 1999. – 28 с.
2. Родная культура : мир детства и отрочества : учебник-хрестоматия по краеведению Липец. обл. для непол. сред. школы / В. В. Шахов, Б. М. Шальнев. – Липецк : Гэлион, 1997.
3. Русская  весна.  Избранная  проза липецких писателей. –Липецк: НПО ОРИУС, 1995.
4. Сборник «С верой, надеждой, любовью».- Липецк, 1994.
5. «Родники   Липецкие». Городище / сост.С.П. Панюшкин. — Липецк, 1992.
6. Катькалов А. Г.  Добринские   родники . Воронеж. Центр. - Черноземное кн. изд-во. 1984г.- 160 с. «Поклонимся великим тем годам».

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Князева_Татьяна (21.09.2014)
Просмотров: 1458 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz