РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Татьяна Вячеславовна Князева,
учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №1 п. Добринка
В статье представлен опыт работы по краеведению. Данный педагогический опыт направлен на формирование метапредметного результата: в процессе деятельности возникают особого рода знания о родном крае, развиваются творческие и исследовательские умения, решаются актуальные воспитательно-образовательные проблемы. Уроки литературы – прекрасная почва для подобной работы.
Ключевые слова: краеведение, знания о родном крае, история родного края, творческая работа, исследовательская работа, поисковая работа.
The article presents the experience of working in local history. This educational experience aimed at forming metapredmetnogo result: during the activity there a special kind of knowledge about native land, development of creative and research skills, to solve current educational and educational problems. Literature lessons - perfect soil for such work.
Keywords: local history, knowledge of the native land, the history of his native land, creative work, research, exploratory work.
Я работаю учителем русского языка и литературы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицее №1 п.Добринка. Хочу поделиться опытом работы в использовании краеведческого материала на уроках литературы. Считаю, что литературное краеведение даёт учащимся тот материал, который они не найдут в произведениях, изучаемых в рамках школьной программы. Кроме того, литературно- краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей писателей, но и являются средством сохранения социальной памяти, изучением культурного наследия. Краеведение- «воспитывающая наука», как назвал её академик Д.С. Лихачёв. Для литературного краеведения в нашем крае благодатная почва, и у нас есть что изучать. Добринская земля дала немало известных писателей, оказавших значительное влияние на развитие русского языка и литературы. Свою работу в этом направлении я начинала с самоподготовки, со сбора следующих сведений: какие деятели культуры являются уроженцами моего края, какие бывали в Добринском крае? В каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа нашего края? Какие явления, факты, события имели место в общественной жизни края? Какую роль сыграли писатели - земляки в создании местной и общенациональной культуры? Эту информацию я нахожу в художественных произведениях, очерках, воспоминаниях, письмах писателей и их современников, литературно-критических статьях, в энциклопедиях и периодической печати, справочниках и путеводителях по родному краю, в газетах и журналах. Большую помощь
оказывают мне краеведы, родственники писателей.
Краеведческий материал я использую на всех этапах урока для пробуждения интереса к теме, расширения кругозора, знаний о своём крае, для решения воспитательных задач.
Работу веду в двух направлениях: открытие того, чем богат, чем знаменит родной поселок, село, край, и выход за пределы области для знакомства с культурными центрами или памятными местами в жизни и творчестве писателя. В идеале краеведение не только экскурсионная, но и поисковая, исследовательская работа.
На таких уроках применяю разные виды и формы работы: выступления на различные темы, участие в районных и областных конкурсах, работа с архивными материалами, проведение вечеров, утренников, поэтических часов, выпуск газет, оформление стендов, альбомов, подготовка презентаций, фотосъёмка, использование текстов краеведческого материала при подготовке к экзаменам, семинары, экскурсии, походы, создание литературной карты, встречи с писателями,
проведение литературно-краеведческих викторин, игр, конкурсов.
На уроках литературы в среднем и старшем звене учебный и воспитательный процесс строю с учетом широкого использования краеведческого материала. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Краеведческий материал может включаю в уроки совершенно разной направленности и тематики. Считаю, что целесообразно изучать творческий путь писателей и поэтов с привлечением краеведческих материалов. При изучении произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, предусмотренных программой, обращаю внимание учеников на связь великих имен с нашим краем. К юбилею А.С.Пушкина в восьмом классе был проведен семинар «Липецкие тропы к Пушкину» по книге Александра Лодыгина. Ученики рассказывали о предках Пушкина, древнем дворянском роде, проживавшем в Кореневщино, Капитанщино Добровского района. Материнская ветвь пушкинского рода связана была с нашим краем. Юный Пушкин восхищался сказками, услышанными им от добровско-кореневщинской бабушки Марии Алексеевны. Поэтому и прижился в Липецке, в Коренёвщине и Капитанщине ежегодный Пушкинский праздник поэзии, поэтому в июньские дни благодарно думать и помнить, что и над нами Пушкинский Ангел пролетел…
При изучении детства М.Ю.Лермонтова следует вспомнить, что те песни, которые пела маленькому Мише его мама, были услышаны от елецких бабушек, няней-певуний.
В пятых-шестых классах на уроках внеклассного чтения пользуюсь учебником- хрестоматией по краеведению «Родная культура : мир детства и отрочества : учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для неполной средней школы» авторов В. В. Шахова и Б. М. Шальнева. Эта книга рекомендована Управлением народного образования администрацией Липецкой области в качестве учебно-воспитательного пособия по краеведению. В разделе программы по литературе, посвящённом творчеству писателя М.М.Пришвина, на уроках внеклассного чтения знакомимся с его миниатюрами: «Цветущие травы», «Ежи», «Ласточка», «Свет и тень». Ребята учатся наблюдать за природой, любить её. Заведомо беру миниатюры, чтобы осталось время на знакомство учащихся с творениями других великих писателей и поэтов Липецкого края. С интересом читают пятиклассники произведения Александра Ивановича Левитана, в которых много сказочных и былинных образов: Илья Муромец, Владимир Красно Солнышко. А затем рисуют иллюстрации к рассказам, изображая по своим представлениям этих героев.
Обычно после изучения раздела «Стихи поэтов XIX века о родной природе» провожу урок-концерт внеклассного чтения «В мире нет тебя милее, Добринка моя». Оформление урока: репродукции картин о природе, иллюстрации, выставка книг, пейзажи родного края, работы учащихся – рисунки о природе. Звучит мелодия песни «С него начинается Родина», учащиеся читают стихи о Родине А.Кольцова, И.С.Никитина, поэтов-земляков (В.Сидорова, Н.Асташова, Ю.Лебеденко, А.Беляева), отрывки из произведений М.Пришвина.
Стихи и песни Алексея Кольцова любят русские люди. Под одним из его стихотворений, написанном в тысяча восемьсот тридцатом году и названном «Песня», автор обозначил место создания – Лебедянь. Уроженец города Воронежа, Кольцов бывал в Задонске, Ельце, Конь-Колодце, Данкове, Усмани. В его произведениях поэтически отразилось увиденное, услышанное, прочувствованное. Обо всём этом мы говорили с учащимися на уроке, учась у поэта любить родную природу. Школьники рассказывают, какое участие в охране природы принимают они.
На уроках внеклассного чтения в седьмых-восьмых классах знакомимся с прозой и стихами современных липецких писателей и поэтов. В этом помогает книга «Русская весна» (Избранная проза липецких писателей) и сборник стихов «С верой, надеждой, любовью».
Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. С любви к родному делу, к близким людям. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, влюбленностью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.
Думаю, что это удалось сделать в проведении "Часа поэзии" среди учащихся среднего звена. «Я люблю свой поселок, с которым связано мое детство", - напишут ребята в сочинениях после "Часа поэзии". После таких мероприятий они учатся замечать красоту природы, удивительное очарование
и уют в жизни маленького поселка.
Большое воспитательное значение имеют экскурсии в родную природу, оставляющие у школьников много неизгладимых впечатлений. Во время экскурсий стараюсь разбудить дремлющие чувства учащихся, помочь им увидеть в природе не замеченное другими, почувствовать ее трепетную жизнь. На помощь приходят заученные на память стихи Ф. Тютчева, А. Кольцова, С. Есенина, рассказы и повести С. Аксакова, И. Бунина, К. Паустовского, М. Пришвина и других художников слова. Звучат также стихи местных поэтов, посвященные природе родного края. Образная, согретая большим чувством речь словесника прививает любовь к родным местам.
Роль самого учителя на таком "уроке" необычно велика, он дает всему направление: свести ли все к обычной прогулке на свежем воздухе или одухотворить этот выход из классной комнаты соединением поэзии книг с поэзией вечно юной природы.
В минувшем веке был хороший обычай – семейное чтение. В свободное от работы и занятий время собирались, чтобы послушать чтеца, побеседовать о прочитанном. Любимыми и почитаемыми авторами считались Н.С.Лесков и Л.Н.Толстой. К сожалению, всё осталось в прошлом.… Поэтому роль учителя велика: приобщить детей к чтению. Я рассказываю об орловских и липецких «корнях» Николая Семёновича Лескова, о том, что в детстве он жил в Ельце, где работал его отец. Под Ельцом и Задонском происходят события, изображенные в его «Очарованном страннике». В орловско-елецком, липецко-задонском Подстепье читались некогда в семейном кругу лесковские рассказы. Вместе с детьми читаем на внеклассном чтении рассказ «Неразменный рубль».
В седьмом классе при изучении повести «Детство» Л.Н.Толстого обращаю внимание учащихся на название станции в Липецкой области- Лев Толстой. С чувством глубокого почтения, сердечной признательности произносят люди слова-понятия: Ясная Поляна, Астапово, Лев Толстой - славные названия русских селений, где началась и завершилась жизнь великого человека. Станция Астапово теперь называется Лев Толстой и является центром Лев -Толстовского района нашей Липецкой области.
Учащиеся с интересом рассматривают стенд «Писатели нашего края», оформленный в моем кабинете. Они знакомятся с портретами писателей, живших в Добринском районе. Это А.И.Эртель и С.Н.Терпигорев, А.К.Воронский и М.Горький.
Старшеклассники занимались исследовательской работой, готовили доклады и рефераты на заданную тему по определенному материалу, например, «М.Горький и Добринка», « Детство А.К.Воронского», « Он по свету немало хаживал». Результатом этой работы стал альбом «Писатели Добринского края». Материалы для бесед, написания докладов, рефератов находят учащиеся в книгах «Родники Липецкие» (составитель С.П. Панюшкин) , «Добринские родники» автора
Катькалова А. Г. , «Поклонимся великим тем годам».
Литературно- краеведческий музей в Добринке (единственный в Липецкой области) всегда готов принять экскурсантов- школьников. В моей работе по краеведению - это один из источников пополнения материала и незаменимый помощник при подготовке в урокам. Он располагает
интересными материалами воспитательного характера.
В кабинете постоянно пополняется выставка «Писатели-земляки» новыми документальными материалами. Особое место в выставке отведено писателю Максиму Горькому, жившему и работавшему сторожем железнодорожной станции в нашем поселке в 1888-1889 годах. «Я ночной сторож станции Добринка; от шести часов вечера до шести часов утра хожу с палкой в руке вокруг пакгаузов…», – так начинается написанный Горьким годы спустя автобиографический рассказ. В нескольких других своих произведениях – «Как я учился читать», «Книга», «Из прошлого» – писатель вывел образ коренного добринца Ивана Черногорова, с которым очень сдружился за время работы на станции.
Запоминающейся была встреча учащихся с матерью писателя- односельчанина Владислава Титова, которая состоялась после знакомства с биографией писателя и его повестью « Всем смертям назло». Много интересного рассказала эта старая женщина о своем сыне, ставшим известным после того, как Владислав Титов повторил подвиг Павла Корчагина. Она подарила школьникам рисунки Владислава Титова, сборник украинских поэтов и писателей, выпущенный к юбилею писателя-земляка.
Встречи с писателем или его родственниками требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для чтения наизусть понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Солисты и юные музыканты разучивают песни, написанные композиторами на слова поэта. Если это возможно, учащиеся старших классов беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомятся с описанными в его произведениях местами, фотографируют памятные места, например, дом, в котором писатель родился, жил или работал. Вместе с учащимися обдумываем, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить стенную газету, посвященную этому событию.
Собранный краеведческий материал используется как при изучении программных произведений, так и во внеклассной работе. Постоянное обращение к краеведческому материалу позволяет представить учащимся общую картину литературной жизни нашего края.
На итоговых уроках предлагаю детям тест «Литература родного края.» Там есть такие вопросы :
1. Кто из писателей работал сторожем на станции Добринка?
а) М.Горький б) С.Н.Терпигорев
в) А.К.Воронский г) А.И.Эртель
2. Кто написал повесть « Всем смертям назло?»
а) М.Горький б)А.К. Воронский
в) В.Титов г) С.Н.Терпигорев
При проведении недели русского языка и литературы составляю викторины, в которые включаются вопросы, касающиеся и краеведения. Например, назовите прародину А.С. Пушкина, И.А.Бунина и т.д.
Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну.
Привлечение местного материала усиливает интерес учащихся к литературе и тем самым способствуют оживлению урока. В восьмом классе после изучения рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» ребята готовят проекты « Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Ученики приносят пожелтевшие фото, составляют рассказы, подчёркивают « говорящие» детали времени. Подобные уроки пробуждают в учениках живой интерес к жизни родного края. Школьники переживают судьбы героев в неразрывной связи с историей страны, историей родного края. Итогом изучения данных произведений является написание сочинений, отзывов. Краеведческий материал позволяет сделать уроки более доступными, живыми, он находит горячий отклик в сердцах детей.
Неиссякаемый источник формирования, воспоминания, закала души - музейные экспозиции. Причём речь идёт не только о музеях исторической, краеведческой направленности. Ничто не заменит живого приобщения детей, подростков к судьбам именитых предков: Льва Толстого в мемориальном музее на бывшей станции Астапово, Ивана Бунина в Елецком Доме-музее, Сергея Есенина в домашнем музее липчанина Валентина Синельникова. Но это лишь начало работы - воспитывать привязанность к отчему краю, любовь к Родине. Без чувства наследования их ближних и дальних просторов, вековых обретений и утрат, содеянного добра и зла, личность, достойную уважения, не воспитаешь:
По родной земле и кости плачут,
Что уж о душе-то говорить.
Б.Шальнев
Факты и примеры из местной жизни выступают как параллель с изображенными в художественном произведении событиями и человеческими характерами. Прошлой осенью мы побывали в музее- усадьбе М.Ю.Лермонтова в с.Тарханы, Ясной Поляне Л.Н.Толстого. К экскурсиям готовимся заранее. Рассказываю о цели посещения литературных мест, советую прочесть биографические, мемуарные и художественные произведения, рекомендую заучить некоторые стихи или отрывки из прозы, указываю справочники, помогающие знакомству с теми местами, куда предстоит отправиться. Школьники принимают участие в составлении общего плана экскурсий и распределении конкретных поручений между ее участниками.
Краеведческая работа помогает в патриотическом воспитании школьников, способствует формированию нравственных понятий, обогащает учащихся, расширяет их кругозор. Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. Важная роль в решении этой задачи отводится нам, школьным учителям. Проведенные мною опросы среди учащихся показали, что ребята хотят получать топонимические знания, интересуются историей родного края, его славным прошлым.
Список литературы:
1. Липецкие тропы к Пушкину : метод. пособие. – Липецк : ЛГИУУ, 1999. – 28 с.
2. Родная культура : мир детства и отрочества : учебник-хрестоматия по краеведению Липец. обл. для непол. сред. школы / В. В. Шахов, Б. М. Шальнев. – Липецк : Гэлион, 1997.
3. Русская весна. Избранная проза липецких писателей. –Липецк: НПО ОРИУС, 1995.
4. Сборник «С верой, надеждой, любовью».- Липецк, 1994.
5. «Родники Липецкие». Городище / сост.С.П. Панюшкин. — Липецк, 1992.
6. Катькалов А. Г. Добринские родники . Воронеж. Центр. - Черноземное кн. изд-во. 1984г.- 160 с. «Поклонимся великим тем годам».
|